КонсалтингПрограмма тренинговМы глазами журналистовМы глазами фотокамерыМы глазами клиентов



КОЛОНКА ДИРЕКТОРА



Досье


Руководитель:
a.prishutova
Помощник руководителя:
v.domashenko


Главная > Мы глазами журналистов

Тимбилдинг нужен в любой сфере деятельности. Отличаются только формы и методы его проявления

Распределить обязанности между сотрудниками и зафиксировать единообразное их понимание в инструкциях — необходимое условие эффективной работы всего предприятия», — уверена коуч, психолог, гештальттерапевт Елена Панкратова. Недостаточно просто набрать
нужных специалистов и требовать результатов работы. В компании ежедневно должны проводиться технологические, технические, стимулирующие и командообразующие мероприятия различного уровня сложности —
только тогда работа будет эффективной.

Штат и команда

Штат компании — это группа людей, объединенная формальным признаком принадлежности к компании и распределенная по иерархической должностной структуре. Штат может стать эффективной командой в процессе
длительного рабочего взаимодействия, но «само собой» это обычно не происходит.

«Команда отличается от штата компании принципом объединения и целями, — говорит Панкратова. — Команда объединяется для добровольного взаимного дополнения друг друга с целью достижения больших результатов, то есть получения синергетического эффекта». У команды есть общие цели, которые известны всем ее членам и к достижению которых стремятся все. Хорошая сильная команда отличается тем, что роли в ней четко распределены и люди на эти роли подобраны таким образом, чтобы усиливать друг друга. Мотивация в таком коллективе высокая за счет действий сильного лидера и самоорганизации участников. Личные цели членов команды позитивно соотносятся с целями команды.

Набрав штат сотрудников, следует выдать им должностные инструкции — это обязательный подготовительный этап эффективной работы. Нет необходимости писать формальные, сложные и длинные инструкции, которые никто не будет читать. Но элементарно распределить функции и зафиксировать их хотя бы в объеме одной страницы вполне возможно. Это простое действие уменьшит количество ежедневных мелких конфликтов, которые ухудшают психологическую атмосферу в коллективе и съедают рабочее время.

Ежедневный труд лидера

Команда создается силами руководителей ежедневно —с помощью своих или приглашенных тренеров — согласно плану развития компании. Если пустить тимбилдинг на самотек, команда как самоорганизующаяся система, безусловно,
со временем сформируется самостоятельно в какомто качестве. Вопрос — в каком?

«Команда — отражение личных качеств, амбиций и устремлений лидера, — считает консультант по стратегическому планированию, управляющий партнер компании «ИC-Консалтинг» Виталий Лысенко. — Руководитель подбирает людей по своему образу и подобию, как бы масштабируя себя». Именно от лидера, от его действий (или бездействий) зависит качество процессов
и результаты.

Коучи и бизнес-консультанты работают над коммуникациями «руководитель-сотрудники». Прежде всего — с личными целями лидера, его отношением к себе, а также к сотрудникам. «Лучшее отношение к сотрудникам — это уважительное, дистантное, ТаТьяна ЖавЖарова
AFP рабочее, без перекосов в собственное величие или попытки всем угодить, — поясняет Панкратова. — Не стоит забывать, что работники — не дети, их не надо опекать, но и самоутверждаться за их счет тоже не следует».

Грамотное мотивирующее лидерство — это умение выявлять и использовать на общее благо сильные стороны сотрудников и снижать эффект слабых сторон. Задача лидера — поддерживать в актуальном состоянии цели компании и показать, каким образом их достижение выгодно отрудникам, то есть учесть личные цели членов команды.

Тимбилдинг как праздник

Бизнесконсультант, директор компании «Пситрон» Анна Пришутова считает, что командные тренинги могут быть эффективны в нескольких случаях: при необходимости ускорения естественного процесса сплочения группы людей в команду, для оптимизации разрешения некой конфликтной
ситуации, для обучения топ-менеджеров правилам и методам работы с коллективом. В соответствии с задачей тренер выбирает метод работы.

Например, для маленькой IT-компании из четырех человек достаточно еженедельных совещаний с постановкой целей и отчетами-разборами полетов, а также коллегиальных посиделок раз в две недели. Технари обычно хорошо развиты интеллектуально, привыкли самоорганизовываться, работать в индивидуальном режиме. Лишний контроль и внимание только навредят процессу.

Если это большая компания по продаже продукта N на обычном потребительском рынке, то без системных корпоративных мероприятий никак не обойтись. Нужно проводить тренинги, конференции, экскурсии, деловые и ролевые игры, в которых отрабатываются сложные конфликтные ситуации и пути выхода из них. Адреналиновый пикник, лесной квест, игра «Садовники денег», корпораивный футбол — выбрать есть из чего.

В последние годы популярны различные виды активного отдыха с элементами экстрима. Иногда от того, сформировалась ли команда, зависят буквально здоровье и жизнь человека, например, во время рафтинга или восхождения на горы.

Как вы лодку назовете…

Эмоциональную обстановку в компании определяют отношение собственников-руководителей к сотрудникам и к компании, совокупность текущих настроений сотрудников, их отношение к работе. К сожалению, нередко первые лица демонстрируют либо потребительское отношение к сотрудникам как к исполнителям функций, либо отцовско-материнское. Подчиненные об этом знают, даже если на словах декларируется другое. Они платят ответной
монетой — скрытым саботажем либо использованием.

Если процессом формирования коллектива не руководить, в команде выделится лидер (и это вполне может быть не формальный руководитель, а другой человек), каждый
ее член определит себе роль. Появятся даже внутрикомандные цели, только они могут сильно отличаться от стратегии компании. Особенно когда сотрудники имеют об этой стратегии довольно смутное представление. Естественно, экономические и другие цели, которых будет достигать такая «команда», скорее случайны, а их показатели будут скромнее, по сравнению с затраченной сотрудниками энергией на противодействие целям руководителя.
 


+38 (050) 579 09 11

psytron@gmail.com
© 2005-2012 Psytron